Покажите важное кратко
Логистика и мегаполис: проблемы и решения. ч.1 Николай Лобанов

Логистика и мегаполис: проблемы и решения.

Ведущий эксперт по логистике - Николай Лобанов

http://www.lobanov-logist.ru/

Статья написана для журнала «Транспорт РФ» http://www.rostransport.com/article/12/

часть 1

 


Мегаполис – это государство в государстве с очень высокой концентрацией людей, машин, организаций в ограниченном пространстве и стремительным темпом жизни.

В мегаполисе человеку непросто жить – постоянное «чувство локтя под ребро» от соседа, «цейтнот» - вечная спешка и риск опоздания, формируют определённый стиль жизни и взаимоотношений.

Транспорт в мегаполисе играет «связующую» роль и имеет огромное влияние на жизнь большого города и людей в нём выживающих. Поэтому транспортная система мегаполиса должна быть хорошо управляемой, сбалансированной, быстро реагирующей на все маленькие и большие события стремительно мчащегося, как бы в хаосе, города.

Москва - один из крупнейших мегаполисов мира. Проблема «пробок» в Москве приобрела государственное значение. Даже Президент страны вынужден ей заниматься, что свидетельствует о серьёзных сбоях в транспортной и дорожной системе Москвы. Но «пробки» - это «верхушка айсберга» и не «московская проблема». Та же картина наблюдается во всех крупных и не очень городах страны. Недавно ездил на машине в Нижний Новгород - стоял в пробках также как в Москве, но там ещё и снег никто не убирает, дороги не чистят.

Транспортные проблемы мегаполиса, как вирус, распространились по всей стране и стали угрожать её безопасности и жизнедеятельности.

Очевидно «борьба с пробками» в Москве – это далеко не тривиальная задача, нужно что-то подправить « в консерватории», нужно вырабатывать «правильную» стратегию на федеральном уровне, а не ограничиваться популистскими, тактическими мерами типа запрета въезда грузовиков на МКАД, изменение начала работы чиновников на час раньше. «Запретительные» меры как «отрыжка» совкового прошлого не решат проблем стратегического уровня – это же очевидно.

«Детсадовская» борьба с московскими пробками, похоже, направлена в большей степени на выделение и «освоение» огромных бюджетных средств, нежели на решение проблем транспортной системы мегаполиса.

Ведь все прекрасно понимают, что бороться со «следствием» бесполезно, так как нужно искать причины и устранять их.

Причины же в меньшей степени транспортные, в большей степени это проблемы разбалансированности стратегического управления мегаполиса и страны в целом.

Очевидно, что административная система управления плохо работает, от перестановки мест слагаемых сумма не изменится – замена одного чиновника другим даёт эффект «гудка», а выделенные из бюджета средства испаряются безрезультатно.

Значит нужно использовать более прогрессивные системы управления, например систему логистического управления процессами.

Именно логистическая система управления хорошо вписывается в концепцию Президента России Медведева по развитию страны путём модернизации, инновации, автоматизации и компьютеризации. В сентябре 2009 года Медведев опубликовал знаковую программную статью "Россия, вперед!", в которой изложил свои масштабные планы по модернизации российской экономики и общества.

Логистическое управление можно считать инновацией, которая может дать прорывной синергический эффект.

Современный экономический словарь

Синергия, синергический эффект (от греч. synergós — вместе действующий) — возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности.

Эмерджентность — качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.

Логистическое управление – это управление бизнес-процессами по определённым ключевым показателям эффективности, а не людьми.

Логистическому управлению присущи следующие функции:

-системообразующая функция представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. Логистика объединяет в единую систему разнородные и разноплановые процессы и управляет этой системой, учитывая все факторы взаимодействия и взаимовлияния этих процессов, находя оптимальные решения в режиме реального времени;

-интегрирующая функция обеспечивает синхронизацию всех процессов системы, задавая ритм и такт работы каждой операции в процессе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации;

-регулирующая функция - логистическое управление материальными и сопутствующими потоками, направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого.

Логистическое управление планирует, оптимизирует, координирует все бизнес-процессы на основе минимальных затрат во всех системах материальных, информационных, финансовых потоков, чем достигается максимальная эффективность в целом.

Логистическое управление возродилось в обновлённом виде 30 лет назад с появлением компьютерной техники, поэтому гармонично поддаётся полной автоматизации. Автоматизированная логистическая система управления – это мощнейший инструмент управления всеми системами в режиме «он-лайн» - реального времени, что на порядок увеличивает скорость и качество принятия решения. Проблема не успевает вырасти, поэтому издержки на её решения минимальны. Учитывая, что в автоматизированной логистической системе 85-90% задач решается автоматически компьютерной программой, использующей план-фактный анализ, и только в 10-15% решение принимает человек, то переоценить её эффективность и производительность труда сложно.

А ведь именно производительность труда – один из основных показателей, где мы отстаём от «запада».

Важнейшим звеном логистического управления остаётся человек. Поэтому от наличия высококвалифицированных специалистов по логистике зависит, как используется такой инструмент управления как логистика.

Вы видели хотя бы одного квалифицированного логиста-практика среди наших чиновников, которые принимают решения по чисто логистическим вопросам!?

Создание служб логистики в городском и федеральном управлении позволит увязать в единую систему логистические задачи.

Наши чиновники, которые сейчас пытаются путём всеобщего опроса решить логистические и в частности транспортные задачи в большинстве своём умнейшие люди, но ….. не специалисты в логистике, а значит, будут заниматься тем, что умеют – митинговать, запрещать, отчитываться и тратить народные деньги.

Каждый должен заниматься своим делом – это же так просто, только тогда есть шанс, что толк будет!

Возможно создание логистических департаментов в городских и федеральных структурах управления это дело недалёкого будущего. А пока мы видим, что дорогами в Москве занимаются архитекторы и гаишники, «бетонное кольцо» вокруг Москвы проектирует «кто-то», окружная железная дорога Москвы станет пассажирской трассой так сказал чиновник и железнодорожник. Кстати, «главным по пробкам» в Москве назначен Николай Лямов – бывший военный.

А где же логист? Кто увязывает и координирует все эти разные проекты в единой системе?

Может опять получиться как в басне Крылова: лебедь, рак и щука!

Кто-нибудь считал, как изменятся товарные и людские потоки с внедрением новых Проектов?

Организация перевозок грузов – это сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль над выполнением. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим, в конечном итоге, и уровень цен на товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.

По данным Европейской логистической ассоциации за 1999 год благодаря применению принципов логистики производительность труда работников компаний, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 10%.

Применяя логистические методы для закупок, производства и распределения продукции, можно добиться существенного снижения уровня общих затрат. Это способствует снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте в нужное время для нашего потребителя.

Существует мнение, что XXI век будет веком логистики. Не исключено, что это мнение справедливо.
Ташбаев Ырысбек Эгембердиевич, к.т.н., заместитель председателя Координационного совета по логистике


Пока ещё не один мегаполис в мире не решил полностью проблему транспортных «пробок», но «там» продумывают логистику, способную снизить накал этой проблемы, прежде чем строить и что-то менять. Там есть логика, расчёт и план! Там логистику используют логисты, как эффективный инструмент. А у нас? А у нас наши чиновники говорят о «плохой логистике», слабо понимая её смысл.

Сказал Президент решить проблему пробок в Москве, тут же нашлись миллиарды рублей, и кто их будет тратить.

А где же продуманная логистическая концепция?

Где гарантия результата?

Их нет! Именно поэтому в общество вбрасываются и поднимают негативный ажиотаж непродуманные идеи типа запрета въезда фур на МКАД, которые наделали много шума и подняли цены в сетевых магазинах. Ритейлеры были в шоке, так как не понимали где и как перегружать товар из фур в Газели за МКАДом, чтобы не нарушить снабжение своих магазинов. По законам логистики возросли «риски», а значит, «ритейлеры» увеличили запасы на складах. Содержание излишних запасов увеличило издержки бизнеса, которые моментально перешли дополнительным бременем в цену товара. Вот так непродуманный популизм чиновника отразился на кошельках жителей мегаполиса.

Реалии жизни показывают, что мегаполисы других стран решают вопросы логистики транспорта «по-своему», учитывая свои традиции, политико-экономические особенности, т. е. одного рецепта для всех мегаполисов не существует.

Но есть новации, которые являются общепринятыми и внедряются всеми даже небольшими городами.

Так или иначе, эти новации связаны со сферой высоких технологий.

Практически везде в рамках возможностей своего бюджета стараются внедрить интеллектуальные компьютерные системы управления движением, которые обходятся недёшево. Видео мониторинг дорог с GPS навигацией помогает водителям выбирать оптимальный маршрут по объезду пробок.

Москва тоже начала внедрять «пилотные проекты», которые уже показали эффект.

Развитие общественного транспорта, создание ему приоритетного движения, выделенных полос с жёстким автоматизированным видео контролем нарушений также приносит ощутимый эффект.

Зонирование города с последующим ограничением въезда техническими, экономическими и законодательными средствами менее эффективно, но есть во многих мегаполисах.
Москва не будет исключением и тоже вводит подобные ограничения –главное здесь не «перегнуть палку» и обеспечить автоматизированный контроль всей систем управления дорожным движением.

Штрафные санкции в больших размерах для нарушителей - мера примитивная, но действенная. Продуманный и утверждённый порядок, конечно, нужно соблюдать всем – это закон. Сможет ли Москва уравнять всех водителей в правах на дороге или останутся «неприкасаемые» с «мигалками» и «ксивами» - вот в чём вопрос? Но этот вопрос, скорее политический, чем логистический.

Всё вышеперечисленное это борьба со «следствием», а отнюдь не с «причинами» транспортных проблем в мегаполисах.

Но, давайте посмотрим на транспортный вопрос в Москве шире и доберёмся до причин порождающих проблемы.

Попробуем задать простые вопросы и попытаемся на них ответить, используя методы логистического управления.

В логистике есть понятия входящего и выходящего потока и правило для них: входящий и выходящий потоки не должны пересекаться, а должны быть разнесены в пространстве или времени.

Вопрос: Куда, кто и зачем ездит по Москве?

1. Снабжение московских магазинов товарами и продуктами питания. Всем понятно, что магазины нужно регулярно пополнять товаром, хотя бы один раз в сутки – от этого никуда не деться. Маленький магазин снабжается маленькой машиной типа Газели, а в большой супермаркет едет большая неповоротливая фура и не одна. Вот вам входящий товаротранспортный поток плюс транспортно-людской поток покупателей магазинов! Этим потоком можно и нужно управлять.

Разве не во власти градоначальника вопрос, где и какой магазин по размеру и формату в городе открывать?

Информация о том, кто и где живёт, плотность населения известна из данных регистрации. Определить примерный объём потребления не так уж сложно.

Зачем в центре Москвы столько больших торговых центров?

Хотите разгрузить центр Москвы от пробок?

Уберите оттуда лишнее, притягивающее товаротранспортные и людские потоки. Не хотите больших фур в центре – не открывайте там супермаркетов, а создайте сеть небольших магазинов «у дома».

То же самое касается офисных центров. В Москве так не хватает дешёвых гостиниц для гостей столицы, которые хотят полюбоваться архитектурой центра Москвы и походить по музеям.

Кто мешает правительству Москвы отрегулировать этот вопрос?!

Продолжение следует в
ч.2 : http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=6213
ч.3: http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=6214

 

 
(343) 300–61–51
marketing@santaplus.ru
г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 85
Как проехать
Свердловская область, город Верхняя Пышма, поселок Залесье, проезд Индустриальный, дом 1, корпус 2
Возникли вопросы по стоимости услуг?

Пожалуйста, заполните заявку на получение информации по стоимости. Это нужно для того, чтобы мы могли максимально четко обсчитать стоимость комплекса услуг именно для вас. После заполнения заявки наш специалист свяжется с вами и озвучит стоимость

Заполнить заявку
Наш логистический комплекс в цифрах и фактах

Собственные информационные и управленческие системы, позволяющие в кратчайшие сроки ориентировать бизнес-процесс на решение Ваших логистических задач

 
  • Площадь склада по адресу: поселок Залесье, проезд Индустриальный 1, 11 000 кв.м.
  • Площадь склада по адресу: Екатеринбург, Фрезеровщиков 83, 3 000 кв.м.
  • Площадь склада по адресу: Екатеринбург, Никольский 1, 1 200 кв.м.
  • Общая емкость складирования более 21 000 паллетомест
  • Площадь офисных помещений: 800 кв.
  • Зона экспедирования (погрузки-выгрузки): есть
  • Рабочая высота: 13
  • Шаг колонн: 12*24
  • Ворота, оснащенные докшелтерами и доквеллерами: 14
  • Допустимая нагрузка на пол: 6 т/м
  • Температурные условия: 12-18 C; 0 - (-20) C
  • Бетонный пол с антипылевым покрытием: да
  • Стеллажная система хранения: да
  • Система пожаротушения и система пожарного оповещения: да
  • Оптико-волоконные телефонные линии: да
  • Охраняемая территория и парковка для большегрузного и легкового автотранспорта: да
  • Железнодорожная ветка: да
  • Система компьютерного учета движения товара по складу: да.
 

Складской комплекс класса «А», отвечающий международным требованиям и стандартам в области хранения и обработки грузов

 

 Поздравляем с 8 МАРТА!!!

 

Милые женщины!

От всей души поздравляем Вас с 8 марта!!!

Пусть весна наполнит Ваше сердце

радостью, счастьем, нежностью и любовью!

Здоровья и благополучия Вам,

Красоты и молодости!

Всегда любите и будьте любимыми!

 

С наилучшими пожеланиями, 

Коллектив ООО "Санта Логистик"