Покажите важное кратко
Николай Лобанов: «Логистика это инновация»

Наша справка: Николай Лобанов – владелец и ведущий эксперт компании Lobanov Logist ; разработчик логистических проектов для российских компаний первого эшелона. Систематически проводит авторские тренинги и семинары по логистике, статьи Лобанова опубликованы в «Новой газете», «Российской газете», «Российской бизнес-газете» и ряде узкопрофессиональных изданий


Николай Лобанов - ведущий эксперт российской логистики. В интервью «Профессиональному обучению» г-н Лобанов рассказывает, какие знания необходимы современным логистам, почему для эффективной работы не достаточно одной вузовской «корочки», и в каких специалистах больше всего нуждается отечественный рынок


 


- Если говорить о профессиональной подготовке, что является основной проблемой российских логистов? В какой области им стоит получать дополнительные знания?


- Ко мне обращается много студентов и молодых специалистов, испытывающих проблемы с трудоустройством. Дело в том, что чистая теория не ложится на нашу действительность без должной адаптации. В вузах дают базовые знания, но эти знания часто поверхностны и абстрактны. Логистика как мировоззрение, как наука, находится в стадии активного развития, преподавателям вузов сложно отследить ежедневные новации, поэтому материал, который они дают, нередко оказывается устаревшим, хоть и правильным. Мне кажется, для подготовки логистов хорошо подошла бы технология, задействованная в медицинских вузах, когда с первого курса студенту дают не только теорию, но и практические навыки.


Вообще логисту крайне необходимы знания и умения в смежных с логистикой областях, - в менеджменте, финансах, бухгалтерии, информационных технологиях, маркетинге; также очень важен иностранный язык.


- Много ли в отечественной логистике людей с профильным образованием, со специальностью «Логистика» в дипломе?


- Статистики я не встречал, но по своему опыту могу сказать, что дипломированных логистов у нас не много. Во-первых, прошло слишком мало времени с 2000 г., когда в вузах появилась специальность «Логистика». Во-вторых, многие профессиональные логисты, занимаясь самообразованием и имея большую практику, не видят особого смысла в получении «корочек».


- Многие абитуриенты относятся к специальности «Логистика» настороженно: она кажется им скучной, с одной стороны, и не особо перспективной – с другой. Как в реальности выглядит ситуация на рынке занятости?


- Да, вузы преподают логистику на основе «фундаментальной теории». Весёлого в ней действительно мало, мало жизни, житейской практики. Нередко, выйдя из вуза, молодые специалисты уверены, что знают всё, но в первые же дни на работе терпят фиаско. Сегодня возникла тенденция, когда вузы приглашают логистов-практиков на мастер-классы, делают акцент на практическую составляющую профессии. Я думаю, такой подход должен оживить сухую теорию. Что касается перспективности, то потребность рынка в квалифицированных логистах огромна, сегодня это одна из самых востребованных и модных специальностей. Я знаю многих юристов, менеджеров, ИТ-специалистов, которые переквалифицируются в логистов.


- Можно ли отсутствие фундаментальной подготовки в логистике заменить семинарами, курсами и опытом практической работы?


- Теория без практики мертва, но и практика без теории обречена на нескончаемое изобретение велосипеда. Семинары и курсы могут быть полезны только в нескольких случаях. Они хороши для узких специалистов, так как позволяют расширить общие знания о логистике. Одновременно семинары полезны тем практикам, у которых есть злободневные вопросы. Однако дополнительное образование не заменит вузовской подготовки. Фундаментальные знания необходимо приобретать в вузе или посредством систематического самообразования.


- Западные коучи предпочитают давать много общих установок («мысли позитивно», «доверяй себе», «честным быть выгодно» и т.п.), тогда как отечественные тренеры дают инструментарий для решения конкретных проблем. Какой метод в наших реалиях более эффективен, с вашей точки зрения?


- Вопрос, конечно, интересный! «Западники» мыслят стратегически, «наши» - тактически. В России для работы на топ-должности нужно и то, и другое. Нужно уметь мыслить стратегически, чтобы понимать направление движения, и владеть тактическими методами, чтобы успешно реализовывать локальные задачи. Для логиста по ВЭД знания западной психологии ведения бизнеса необходимы как иностранный язык. Вместе с тем, для специалиста среднего звена более полезными будут советы наших тренеров, западных коучей он просто не воспримет.


- Какие семинары по логистике пользуются наибольшим спросом? Почему?


- Наибольший интерес вызывают семинары, на которых решаются конкретные задачи, которые учат практической методологии. Многие логисты варятся в собственном соку, занимаются только «текучкой». Это сужает кругозор, нередко они перестают замечать очевидное. Приходя на курсы, такие логисты получают возможность расшить свои знания, обменяться с коллегами методами работы и утвердиться в правильности своих представлений. Второй тип семинаров – «галопом по европам», дающий поверхностные знания обо всём, так же имеет стабильную аудиторию. Особенно актуальны они для представителей других профессий, которых волею судеб занесло на место логиста.


- Какие темы семинаров и тренингов наиболее актуальны сегодня, на ваш взгляд?


- Сейчас актуальна производственная логистика, так как после кризиса наблюдается локальный подъём производственных компаний, да и многие дистрибьюторы решили открыть собственные производства, чтобы повысить свою устойчивость на рынке. В связи с созданием Таможенного союза в ВЭД и таможне наблюдается большая неразбериха, поэтому особую актуальность имеют семинары, объясняющие, как же сейчас нужно работать в сфере ВЭД.


- В каких специалистах, на ваш взгляд, сегодня ощущается наиболее острая потребность – в рядовых или в «топовых» логистах?


- В посткризисный период многие компании избавились от «дорогих» директоров по логистике, передав часть их функций исполнительным директорам и исполнителям среднего звена. Тем самым он подрубили сук, на котором сидели, – последствием таких кадровых решений стала смерть ряда компаний. Уцелевшие сейчас снова ищут «топов» по логистике, но с качествами универсального солдата и на скромные зарплаты. «Топы» же знают себе цену, поэтому многие вакансии топ-логистов висят месяцами.


Неизменным спросом пользуются специалисты по продажам логистических услуг. В основном это специалисты транспортной и складской логистике. Особенно ценятся логисты-продажники со своей клиентской базой. Требуются также «топы» по работе с Азией, с Китаем со знанием иностранных языков, опытом и своими наработанными контактами.


- В статье «Логистика и мегаполис: проблемы и решения» вы говорите: «л огистическое управление можно считать инновацией, которая может дать прорывной синергический эффект». Вы рассматриваете логистику как эффективный инструмент управления мегаполисом, страной в целом. Насколько реально внедрение «государственной логистики» в сегодняшних условиях?


- Да, логистика это инновация, которая может дать огромный эффект при умелом применении. Логистические методы могут быть одинаково эффективны как на уровне организации рабочего дня, так и на государственном уровне. Во всех развитых странах логистика давно заняла своё почётное место в государственном управлении. Будем надеяться, что и наше правительство начнёт просчитывать свои решения логистической методологией, что даст возможность более эффективно, толково использовать бюджетные средства страны.

Николай Лобанов

 

 
(343) 300–61–51
marketing@santaplus.ru
г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 85
Как проехать
Свердловская область, город Верхняя Пышма, поселок Залесье, проезд Индустриальный, дом 1, корпус 2
Возникли вопросы по стоимости услуг?

Пожалуйста, заполните заявку на получение информации по стоимости. Это нужно для того, чтобы мы могли максимально четко обсчитать стоимость комплекса услуг именно для вас. После заполнения заявки наш специалист свяжется с вами и озвучит стоимость

Заполнить заявку
Наш логистический комплекс в цифрах и фактах

Складской комплекс класса «А», отвечающий международным требованиям и стандартам в области хранения и обработки грузов

 

Оборудованные офисные помещения

 

Профессиональную управляющую компанию

 

Широкий пакет дополнительных услуг: пакетирование, нанесение штрих-кодов, составление промо-пакетов и т.д.